nadval (nadval) wrote,
nadval
nadval

Category:

12 орнаментов. Анализ монгольских орнаментов

Если обо всех орнаментах, которые я использовала до этого, я знала хотя бы что то, и отталкивалась в первую очередь от того, что было уже известно, то монгольский орнамент для меня настоящее открытие.
Орнамент монголоязычных народов носит название «хээ угалза».





Все многообразие орнаментов разделяется на пять основных групп:
1. геометрические - самые распространенные орнаменты монголоязычных народов (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы и др.). Ведущими мотивами геометрического орнамента являются:
- «алхан хээ» (молоточный орнамент) – рисунок стеганого матраса - аналог греческого меандра, но какое разнообразие!
Меандр – «алхан хээ» называют молоточным, т.к. по-бурятски (и монгольски) «алха» - молоток.






Меандр у монголоязычных народов выражает идею вечного движения. Этим орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов. Его можно встретить на деревянных частях юрты, мебели, на войлочных коврах, вышивках, одежде, посуде, упряжи, музыкальных инструментах. В старину меандром украшали лишь особо ценимые вещи. В наш технический век «молоточный» орнамент встречается повсюду.

- Улзы – «плетенка» - древний орнамент, символизирующий счастье, благополучие, долголетие. Это очень почитаемый и распространенный в наше время узор, имеет множество вариантов, но наиболее распространен десятиглазковый узел. Он изображается в виде клетчатого или криволинейного переплетения в центре украшаемого предмета, иногда оплетен цветочными узорами. Этот знак может быть изображен на любом предмете из металла, дерева, мягкого материала, если мастер хочет выразить идею благопожеланияЗдесь уже можно провести аналогию с кельтами. И опять какое многообразие!







Происхождение улзы связано с охотничьим бытом. Многочисленные варианты слова «ульзий»,»кульджа»,»гулдза»,»угалз» встречаются у тюркских и монгольских народов как название горного барана или орнамента(орнамент рогов этого животного). Есть предположение, что древний и гибкий рогатый орнамент в свое время мог быть подвержен стилизации и принять начертание замкнутой плетенки. Также можно предположить, что сам термин «улзы» является наименованием тотемного животного.
Знак плетенки и бесконечного узла решает ту же задачу, что и меандр в искусстве греков — линейную попытку передать вечное движение и вечную жизнь.


- Свастика (хас) – слово, составленное из двух санскритских корней - существительного «благо» и глагола «быть» или «состоять», т.е. «благосостояние», «благополучие». Свастика была известна в разных частях света как символ четырех основных сил, четырех сторон света, стихий, времен года. Свастика встречается везде, где есть следы буддийских культур, она была высечена на многих храмах, на скалах, ступах, статуях Будды. Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику Инь-Ян.


          





- Круг - "дугуй хээ" - еще один очень популярный геометрический орнамент. Круг символизирует вечность, бесконечность. Человек строит свою жизнь по образцу и подобию природы. Вся его жизнь от рождения до самой кончины - это движение по кругу, «колесу жизни» (сансарын хγрдэ). Канун празднования Сагаалгана- встречи Нового года у бурят – называется «бγтγγ γдэр» (глухой, закрытый вечер) . Этот вечер замыкает круг старого года и все, что зародилось в нем, должно выйти из этого закрытого пространства, начиная новый виток следующего года. Поэтому, изображение круга часто встречается на изделиях из металла, колчанах, мужских и женских украшениях, на ритуальных предметах и одежде, в росписи мебели, а бурятский круговой танец «ёохор» исполняют, двигаясь по кругу.
В круг могут быть оформлены и другие элементы орнамента.




2. Зооморфные, или анималистические орнаменты столь же древние и популярные, как и геометрические.
Монголы - кочевой народ, и животные, которых они разводят, играют огромную роль в их жизни. Естественно, это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности, на появлении соответствующих орнаментов.
Самым распространенным орнаментом этой группы является изображение рога – эбэр угалза (в буквальном переводе означает «роговидный орнамент».



На рисунках 2 и 3 определенно видна голова барана.




     

         

Вторым по значимости в зооморфных орнаментах считается хамар угалза (носовидный орнамент).



    

    




3. Растительные; Растительные орнаменты включают в себя изображения листьев, цветов, стеблей:
лиственный узор (набшаhан угалза),
   


   


цветочный узор (сэсэг угалза)

  

   


Отдельно среди цветочных узоров выделяется лотосовый узор.


Растительный тип узора широко применяется в декоре элементов костюма, предметов быта, в архитектуре, живописи, скульптуре.


4. Природные, или космогонические; Среди космогонических одним из самых популярных орнаментов можно назвать орнамент огня. Огонь – символ возрождения. Трехязычковое пламя в эмблеме Бурятии символизирует прошлое, настоящее и будущее. Огонь, пламя всегда стремятся вверх – к Солнцу, к небу. Огонь – символ очищения. У многих народов существуют ритуалы, связанные с очистительными свойствами огня: в дацанах зажигаются масляные лампады, возжигают благовонные травы, которыми окуривают жилище, тело с целью очищения. С глубокой древности исполняли ритуально-магический танец ехор вокруг костра.



Орнамент гора, скала – символ твердости, устойчивости и постоянства. Гора и камень, скала – жилище духа или бога.



Орнамент воды.  Символизирует чистоту, красоту и радость.
  







Облака – Уулэн угалза – в тибетской традиции «путь белых облаков» - символ духовного развития и совершенства.

     





5. Культовые орнаменты связаны, естественно, с религией. Традиционная религия и Монголии, и Бурятии - тибетский буддизм, поэтому самыми распространенными культовыми орнаментами являются 8 священных символов буддизма
(так как они изображены в нижней части рисунка):

Мистический узел - Две золотые рыбки  -  Драгоценный зонт -  Колесо Дхармы
Цветок лотоса  -  Белая раковина  -  Драгоценный сосуд  -  Стяг победы





Человек я не религиозный, уж тем более к буддизму совсем никакого отношения не имею, поэтому ограничусь только одной иллюстрацией культовых орнаментов Монголии.

Пожалуй, я сделаю еще один пост, посвященный монгольским орнаментам. Расскажу о цвете. Слов будет совсем мало, в основном картинки. А здесь и так уже переизбыток информации.

Огромное спасибо всем кто осилил этот пост до конца!
Tags: 12 орнаментов, обзор
Subscribe

  • Обзор вернисажа. Фрагмент.

    Пишу сейчас обзор вернисажа в сообществе сразу за два месяца. Работ много, фотографий еще больше. Долго думала, как оформить, чтобы было компактно,…

  • Монгольская коробочка для вернисажа

    Для "вернисажа" в сообществе сделала коробочку. Из предложенных для вернисажа тем для этой коробочки подходят (или почти подходят) аж целых три.…

  • Элементы орнамента хайда

    Хочу сегодня рассказать об основных элементах орнамента хайда, обязательное присутствие которых и их сочетание делают эти изображения такими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

  • Обзор вернисажа. Фрагмент.

    Пишу сейчас обзор вернисажа в сообществе сразу за два месяца. Работ много, фотографий еще больше. Долго думала, как оформить, чтобы было компактно,…

  • Монгольская коробочка для вернисажа

    Для "вернисажа" в сообществе сделала коробочку. Из предложенных для вернисажа тем для этой коробочки подходят (или почти подходят) аж целых три.…

  • Элементы орнамента хайда

    Хочу сегодня рассказать об основных элементах орнамента хайда, обязательное присутствие которых и их сочетание делают эти изображения такими…